Сам термин Сётокан возник сравнительно недавно, впервые его начали употреблять, в том виде, в каком он сейчас читается, в начале прошлого века. По сути, принятие  этого термина ознаменовало создание нового современного вида Будо – Сётокан, возникшего на базе существовавших на Окинаве  техник  «кулачного искусства» (кит. – цюань-фа; яп. – кэмпо), переработанных с учетом современных требований.

   Нобходимо отметить, что до ХIХ века, остров Окинава, королевство Рюкю, было самостоятельным государством, хотя с ХVII века и находившегося в зависимости от Японии. Культура Рюкю является самобытной и отличной от японской, язык сильно отличается от японского, и, даже антропологически, окинавцы отличаются от жителей островов Японии..

     Королевство Рюкю всегда больше тяготело к Китаю и имело с ним, особенно с южными провинциями  Фуцзянь и Гуаньдун, тесные экономические, политические и военные связи. Поэтому корни Сётокан находятся в южном Китае. Однако следует отметить, что есть на Окинаве и абсолютно самобытные, ни на что не похожие направления тэ,происхождение которых остается загадкой до сих пор, по крайней мере для иностранных (в том числе и японских) исследователей. Яркий пример тому – малоизвестный стиль ти  мотобу-рю или мотобу удонтэ, практиковавшийся избранными членами одного из высших аристократических кланов Мотобу, и продемонстрированных широкой публике совсем недавно.

     Есть популярная легенда о том, что Сётокан как стиль каратэ был оружием окинавских простолюдинов и использовалось в борьбе с японскими оккупантами, захватившими остров в ХVI веке. Однако, скорее всего, это лишь легенда, т.к. нет никаких сведений об этих событиях. Свидетельства говорят о том, что каратэ практиковала  в основном аристократическая прослойка Окинавы – окинавские самураи (сословие сидзоку), т. к. большинство всех ведущих мастеров Окинава-тэ происходило их этого сословия. Правда некоторое время занятия каратэ находились под запретом, и даже известно, что Гитин Фунакоси, являющийся основателем Сётокан, брал уроки у своего учителя по ночам, хотя в конце ХIХ века это, видимо, уже была дань традиции, да и времени для занятий днем не было, кроме того, следует учитывать жаркий климат – ночью было не так жарко.

         К ХIХ веку на Окинаве сформировались  3 основные направленияОкинава-тэ,  это:

  • Сюри-тэ, названное по названию города Сюри;

  • Наха-тэ – названное соответственно по названию города Наха, ныне являющегося столицей префектуры Окинава, кстати расстояние между этими двумя городами было несколько километров и сегодня Сюри является одним из районов Наха.

 

  • Томари-тэ, получившее свое название по названию населенного пункта Томари.

     Эти три направления в свою очередь образовали к началу  ХХ века  две большие группы, разница между которыми определялась подходом к занятиям и использовавшимися соответственно методиками и формальными комплексами (ката – см. ниже).

      Первая группа, возникшая на базе сюри-тэ и томари-тэ, получила название Сёрин-рю. Термин «Сёрин» является японским вариантом чтения китайского термина «Шаолинь» («Молодой лес») и подчеркивало близость данного направления к китайскому ушу ветви шаолинь-цюань. Это направление характеризовалось более высокими, «естественными» стойками  и жесткой манерой ведения поединка на дальней и средней дистанции с использованием линейной техники;

    Вторая группа получила название «Сёрэй»«просветленный дух». В ее основу легли направления наха-тэ и томари-тэ. Характерной особенностью этого направления стало развитие «внутренней силы» с помощью специальных упражнений, представляющих из себя, по-сути, варианты китайского жесткого цигун.

      Все современные стили японского каратэ имеют свои корни в вышеуказанных направлениях, либо тяготея к одному из них, либо являясь их синтезом.

      Центральная Япония, а вместе с ней и весь мир, ничего не знали окаратэ до начала ХХ века. «Открытие» каратэ, начало его популяризации связано с именем Гитина Фунакоси, учителя литературы с Окинавы, происходившего из сословия сидзёку, который в 20-х годах ХХ века приехал в Токио по приглашению министерства просвещения с целью демонстрациикаратэ на показательных выступлениях мастеров боевых искусств Японии перед членами императорской семьи, организованных обществом развития боевых искусств Японии – Бутокудэн. Г. Фунакоси был делегирован на эти показательные выступления как человек не только владеющий каратэ, но и обладающий хорошими манерами, и хорошо знающий японский язык, что было немаловажно с политической точки зрения, т. к. необходимо было продемонстрировать вид боевого искусства, развитый на Окинаве, считавшимся в Японии, на то время «варварским» отсталым регионом. Показательные выступления прошли успешно, и Фунакоси, которому к тому моменту было за пятдесят, остался в Японии, посвятив себя популяризации каратэ.

       Вслед за Фунакоси в Центральную Японию переехали или начали ее регулярно посещать другие окинавские мастера Окинава-тэ, такие как Тёдзун Теку Мотобу, Мияги и другие. Каратэ начало развиваться, в основном, на базе клубов крупных университетов Японии, таких, как Васэда, Токай и некоторых других.

     Необходимо отметить, что в этот же период в Японии происходила активная реформация старых  направлений традиционных боевых искусств (бу-дзюцу), шло активное создание современных видов будо, таких как кэндои дзюдо, как средства воспитания молодого поколения, которые были признаны заменить старые самурайские школы боевых искусств (рю), пришедшие в упадок после японской буржуазной революции и реставрации Мэйдзи. В этот период  в Японии и начали формироваться основные стили современного будо. Следует сказать, что на Окинаве никогда не было разделения Окинава-тэ на школы и стили. Каждый мастер придерживался своей версии, которые время от времени дополняли друг друга. Боевое искусство Гитина Фунакоси стали называть Сётокан. Это название возникло в 30-е годы, когда у Г. Фунакоси впервые появился свой собственный додзё – зал для занятии, который для него построили ученики. На здании традиционно было написано название додзё«Сётокан».

         Сёто – был литературным псевдонимом Гитина Фунакоси, которым он подписывал свои стихи, и в дословном переводе означал «сосновая волна».Кан – означает «дом». Таким образом Сётокан дословно означает «дом Сёто». Так начали называть боевое искусство, практикуемое последователями Фунакоси.

       Приблизительно в это же время возникли стили годзю-рю (мягкое и жесткое) и сито-рю (названный так его основателем Мабуни Кэнва по первым иероглифам имен своих 2-х учителей).

       После  II мировой войны американские оккупационные власти запретилибудо, как духовный институт японского милитаризма. Однако Сётокан тогда еще  не входил в официальный перечень видов будо, считаясь иностранным видом, и,  в связи с этим, он не был запрещен. Поэтому сразу после войныСётокан стал первым боевым искусством, которое начало практиковаться в Японии.

        В 1949 году была всеяпонская организация Сётокан – создана Японская ассоциация каратэ (Japan Karate Association – JKA),  которую  возглавили ученики Гитина Фунакоси. Вскоре началось распространение Сётокан по всему миру.

На сегодняшний день Сётокан развивается в мире по двум основным направлениями:

  • Первое направление – это развитие Сётокан в рамках стилевой организации JKA, руководство (штаб-квартира) которой находятся в Японии. Эта организация имеет жесткую иерархическую структуру –данкай (дан – «ступень»; кай – «общество») и ставит перед собой задачу развития Сётокан как духовной дисциплины, способствующей развитию личности. Она имеет свою программу и её члены регулярно сдают экзамены на различные ученические уровни (кю) и мастерские ступени(даны). Всемирная федерация JKA (Japan Karate Association World Federation – JKA WF) также проводит соревнования, в том числе чемпионаты мира – «Всемирный Кубок Гитина Фунакоси», первенства, Кубки мира и континентов, с целью развития определенных качеств у последователей Сётокан, выступающих в соревнованиях по Правилам JKA WF, которые адаптированы к тем или иным целям.

 

  • Второе направление – это развитие Сётокан чисто как вида спорта. Данное направление развивается в рамках национальных спортивных федераций Сётокан (в России – USKO), объединённых во Всемирную ассоциацию Сётокан каратэ-до (World Shotokan Karate-do association – WSKA). Один раз в два года WSKA проводит чемпионаты и первенства мира и ежегодно – чепионаты, первенства и Кубки Европы в рамках Европейской Ассоциации Сётокан каратэ-до (European Shotokan Karate-do Association – ESKA).

Контакты

8-961-010-75-05           sergei_yutkin@mail.ru

Слайдшоу
Наши партнеры